Электросоединитель ЭТС-250
В 2001 году на основании технического задания Службы Пути Петербургского метрополитена компания «Фонд-Металл» приступила к разработке стыкового электросоединителя контактного рельса нового типа ЭТС-250. Первый опытный образец электросоеденителя ЭТС-250 был испытан в электролаборатории службы электроснабжения в течение 1,5 минут, на образец подавался ток 1500А, в количестве 10 циклов с интервалом 2 минуты. При внешнем осмотре, нарушений по шву сварки обнаружено не было, образец нагрелся до температуры 80оС. В 2005 году работы по совершенствованию конструкции были окончены, разработаны ТУ и изобретение запатентовано.
Электросоединитель контактного рельса ЭТС-250 представляет собой наборную ленточную гибкую токопроводящую медную шину, приваренную на концах вакуумно-диффузионным методом к стальным пластинам наконечников. Сечение гибкой части составляет 250 мм 2.
Форма наконечников прямоугольная, что значительно упрощает установку и сокращает время монтажа. Срок службы изделия значительно превышает существующие аналоги.
Применение стыкового электросоединителя контактного рельса ЭТС-250, позволяет решать
сразу несколько задач:
- Сократить число соединений на стыке контактного рельс до 2х вместо 4-6 стандартных;
- Сократить трудозатраты и время установки;
- Увеличить надежность стыков, за счет более качественного и простого крепления соеденителей;
- Улучшить электропроводность соединений за счет уменьшения сопротивления;
- Обеспечить пропуск тяговых токов от более мощного подвижного состава (8-и вагонного формирования), а так же составов нового поколения с асинхронными двигателями.
- Увеличить срок службы, повысить надежность узла и сократить эксплуатационные расходы
Тепловизионная съемка, проведенная ГУП «Петербургский метрополитен» в 2008 году, подтвердила надежность работы стыков контактных рельсов с установленными соединителями ЭТС-250.
С 2009 года Службой Пути Петербургского метрополитена новый тип электросоединителя контактного рельса ЭТС-250, успешно эксплуатируется в условиях тоннеля метрополитена, на парковых и открытых участках пути, а так же на участках с увеличенными токовыми нагрузками. Эксплуатация ведется круглогодично в условиях повышенной влажности и перепада температур.
ГУП «Петербургский метрополитен» занес электросоединитель контактного рельса ЭТС-250 в обязательную номенклатуру закупаемых изделий. Совместно со службой Пути Московского метрополитена была разработана и утверждена методика эксплуатационных наблюдений за стыковыми электросоединителями контактного рельса ЭТС-250 в Московском метрополитене. В 2010 году была установлена первая опытная партия образцов, которая успешно прошла испытания на закрытых участках пути (в тоннелях) и на открытых участках пути в зимний период.
В настоящее время ведется подготовка к испытаниям на открытых участках пути в холодное время
года. За эти годы стыки контактного рельса регулярно и тщательно проверялись. По результатам наблюдений и эксплуатации, внешних изменений состояния приваренных электросоединителей контактного рельса ЭТС-250 и сварных швов не выявлено. Замечаний по работе стыков контактного рельса с установленными приварными соединениями не было.
В 2016 году ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» проведены контрольные лабораторные испытания по итогам которых, было выдано заключение о соответствии ТУ 3185-003- 44284085-2008 и сертификат калибровки RU01№2202-02/18К- 2016. Результаты лабораторных испытаний, а так же подтвержденная за время эксплуатации эффективность и надежность изделия позволяют считать данную конструкцию удачной.
Стыковой электросоединитель контактного рельса ЭТС-250 внесен в реестр рекомендованного к установке на метрополитене оборудования.
Конструкция стыкового электросоединителя ЭТС-250 защищена патентом на изобретение №2296680